Benny Goodman
Дискография скачать
Benny Goodman
Полное имя: Бенджамин Дэвид Гудмен (Benjamin David Goodman)
Родился: 30 мая, 1909 в Чикаго, США
Умер: 13 июня, 1986 в Нью-Йорке, США
Жанр: джаз
Стиль: традиционный джаз, свинг, биг-бэнд
Инструмент: кларнет
Фирмы звукозаписи: Columbia (54), Sunbeam (44), RCA (27), Classics (16), Phontastic (15), Music Masters (14), Capitol (14)
Дискография скачать
Benny Goodman
Полное имя: Бенджамин Дэвид Гудмен (Benjamin David Goodman)
Родился: 30 мая, 1909 в Чикаго, США
Умер: 13 июня, 1986 в Нью-Йорке, США
Жанр: джаз
Стиль: традиционный джаз, свинг, биг-бэнд
Инструмент: кларнет
Фирмы звукозаписи: Columbia (54), Sunbeam (44), RCA (27), Classics (16), Phontastic (15), Music Masters (14), Capitol (14)
Феноменальный
успех Гудмена в 1935 году открыл эру свинга. Эра свинга на 90 процентов
состояла из оркестров. Свинговый оркестр 1930-х обычно включал в себя
около 15 музыкантов и состоял из секции труб и тромбонов, секции
саксофонов и ритм-секции (рояль,бас,ударные,иногда ритм-гитара).
Аранжировка строилась на противопоставлении секции труб секции
саксофонов, в то время как ритм секция держала четкий ритм (как правило
на 4/4 ). Саксофонная секция вела мелодию, в то время как трубы
отсвинговывали в такт сильным долям. Эффект создавался настолько
сногсшибательный, что вся Америка танцевала под эту музыку. Кларнетиста
Бенни Гудмена называли "Королем свинга". В 1934 ему удалось создать
оркестр, состоящий только из белых музыкантов.
Бенни
Гудмен начал учиться игре на кларнете в возрасте 11 лет, в течение 2-х
лет он учился у Franz'а Schoepp'а, чьими учениками были также Джимми
Нун (Jimmy Noone) и Бастер Бэйли (Buster Bailey). Гудмен быстро
развивался, он впервые появился на сцене в двенадцатилетнем возрасте,
имитируя Теда Льюиса (Ted Lewis). К 1923 году он уже был членом Союза
Музыкантов (Musicians Union) и регулярно выступал в Чикаго. В августе
1925 года, когда ему исполнилось 16 лет, Гудмен стал участником
оркестра Бена Поллака (Ben Pollack's Orchestra) и в декабре 1926-го он
сделала свою дебютную запись в составе этого оркестра. Музыкально
одаренный Гудмен стал одним из главных солирующих музыкантов оркестра
Поллака (вместе с Гленном Миллером, Джимми Макпортландом и Джеком
Тигарденом). В 1929 году Гудмен покинул оркестр Поллака и работал с
Редом Николсом (Red Nichols' Five Pennies) и вскоре стал очень
востребованным студийным музыкантом.
В
1929-33 г.г. он записался в огромном количестве выступлений. Иногда он
даже играл на альт и тенор саксофонах, а на некоторых сессиях - на
трубе. В 1933-34 г.г. он выступал с Тигарденом, Билли Холидэй, Милдред
Бэйли, Коулменом Хокинсом. В 1934-м году Гудмен создал свой первый
оркестр, начал записываться на студии Columbia и появился на радио в
популярной программе "Давай потанцуем" ("Lets' Dance"). Используя
аранжировки Флетчера Хендерсона, ансамбль Гудмена показал, что вполне
возможно играть одновременно и джаз, и танцевальную музыку. Но когда в
мае 1935 года радио-шоу прекратило свое существование, будущее Бенни
Гудмена как бэнд-лидера стало далеко не безоблачным. С трубачом Банни
Бэриганом оркестр записал на студии Victor популярные композиции "King
Porter Stomp" и "Sometimes I'm Happy". Кларнетист также объединился в
трио "Benny Goodman Trio" с Тедди Вилсоном и Джини Крупа, выпустил
альбом в этом составе и отправился в турне по стране. Ансамбль стала
набирать стремительные обороты на пути к национальному успеху. В него
входили такие известные музыканты как трубачи Харри Джеймс (Harry
James) и Зигги Элман (Ziggy Elman), саксофонист Артуро Роллини (Arthuro
Rollini), а главное -барабанщик Джини Крупа (Gene Krupa) , которого
следует выделить особенно. Крупа был одним из тех редких барабанщиков,
кто способен был буквально вести за собой оркестр. К тому же он
является родоначальником барабанного соло. Можно утверждать, что 50 %
успеха оркестра организовал Крупа.
В
течение 1935-38 г.г. оркестр Гудмена приобрел мировую известность.
Пиком популярности для Гудмена стал его концерт в Карнеги Холл в январе
1938 года, а вещи "She's Funny That Way" и "Swingtime In Rockies" стали
джазовой классикой. В 1940 году Гудмен пригласил в свой новый секстет
электро-гитариста Чарли Крисчена (Charlie Christian) и подписал новый
контракт с фирмой Columbia. Кларнетист стал использовать сложные
аранжировки Эдди Саутера (Eddie Sauter) и приглашал таких замечательных
оркестрантов, как Кути Вильямс, Джорджи Элд и Джонни Гарньери (Cootie
Williams, Georgie Auld , Johnny Guarnieri). К 1945 году в начале
восхождения эры бибопа, музыка оркестра Гудмена стала звучать несколько
старомодно. В 1946 году он распустил свой оркестр и затем на время
отдался течению бибопа. В оркестре Гудмена образца 1948 года играли
кларнетисты Стэн Хасселгард и Уорделл Грэй (Stan Hasselgard, Wardell
Gray). В 1949 году оркестр использовал прогрессивные аранжировки Чико
О'Фаррила (Chico O'Farrill). Но в следующем году Гудмен опять вернулся
к свингу. Он создавал малые группы и биг-бэнды на всем протяжении своей
музыкальной карьеры. В то время как оркестры тяготели к ностальгической
манере исполнения, малые комбо давали возможность Гудмену
демонстрировать его филигранный стиль. Среди оркестрантов Гудмена в
50-х годах были Терри Гиббс, Бак Клэйтон, Руби Брафф, Поль Квиничет,
Роланд Ханна, Джек Шелтон, Билл Харрис, Флип Филлипс и Аедре Превин
(Terry Gibbs, Buck Clayton, Ruby Braff, Paul Quinichette, Roland Hanna,
Jack Sheldon, Bill Harris, Flip Phillips, Andre Previn). В течение трех
последних десятилетий он очень часто приглашал выпускников музыкальных
колледжей. В 60-х годах Гудмен снизил активность, а в течение 1973-77
г.г. не выпустил ни одного альбома. Он вернулся в 1978 году, выступив
на своем юбилейном концерте в Карнеги Холл. В начале 80-х Гудмен
выказал сильный интерес к выступлениям, и он собрал свой последний
биг-бэнд, стал появляться на телевизионных шоу.
В
течение своей музыкальной карьеры Бенни Гудмен представлен на
пластинках более, чем какой-либо другой джазовый лидер, кроме Дюка
Эллингтон.